..::GameCenter|MD::..



Опубликовано: [scx]scv , Включено: Jun-28-2003

Одной из причин популярности Starcraft и её продолжения Starcraft:BroodWar среди многих общих с другими играми является, как ни странно, её теологичность. Вообще-то она присутствует и в других играх: WarCraft, Diablo, Soul Reaver, Quake I-III и другие игры её также проповедуют, но в Starcraft она выражена наиболее чётко и определённо. Война племён, описанная в игре-это результат продолжительных исследований фантастической литературы, поиска "золотой середины" между разрозненными фантастическими эпосами. Приведу самые яркие примеры: Star Trek (принципы государственного устройства сектора Копрулу и плазменные щиты), Звёздные войны (именно от рыцарей джедаев произошла идея Тёмных Храмовников, а ходячие танки стали прототипами Голиафов), Чужой (впервые высказано общее представление о не гуманоидах, с которых "лепили" Зергов), также малоизвестные российскому зрителю фильмы, вроде "Старателей", романы Айзека Азимова и некоторые другие произведения.

Ещё до Старкрафта были две, на мой взгляд, самые удачные попытки скомпоновать, регламентировать принципы звёздных войн (их концепция была разработана в США после II мировой войны, а в Советском Союзе в 60-70-е г были созданы первые космические истребители, и один из них даже был испытан в боевых условиях космоса): фильм Пола Верховена "Звёздный десант" и сериал "Вавилон-5". Все эти сериалы были созданы задолго до 1993 года, когда ещё молодая и подающая надежды компания Blizzard приступила к осуществлению своего смелого проекта. В то время, когда Windows 95 и Windows NT только начинали покорять мировой компьютерный рынок, многие потребители ещё пользовались MS-DOS и больше любили боевики (Action), а стратегии напоминали настольные игры с фишками или аркады, уже тогда, как гром среди ясного неба, появилась стратегия WarCraft для Windows 95. Окрылённые успехом, Билл Ропер и другие специалисты Близзарда принялись за новые шедевры.

Так или иначе, Blizzard всё-таки нашёл ту самую "золотую середину". Был сделан правильный вывод, что ресурс должен быть не один, как в Dune, но и не шесть или более, как в WarCraft. Крайности были отброшены, и оставили три ресурса, чтобы не морочить играющим голову: газ, минералы и поставку. Также именно по теологическому принципу "Бог троицу любит" также число рас приравняли к трём, самым распространённым героям фантастических романов: гуманоидам, не гуманоидам и людям. Так появился Starcraft, простые и гениальные решения которого не могут переплюнуть до сих пор. В последнее время я замечаю, что, просматривая фрагменты любого фантастического фильма, будь то "Чужие", "Звёздный десант", "Зубастики", "Нечто", "Секретные материалы", "Земля: последний конфликт" и даже "Дрожь земли", я нахожу в героях черты той или иной расы из Starcraft, и да простят меня фанаты "Дюны", во фреманцах есть что-то от Протоссов, как и в эльфах из Варкрафта. В свою очередь, орки и демоны напоминают Зергов, как и армия "адской мамочки" Shub-Niggurath из Quake. Но я ушёл от темы.

Теология в Старкрафте просматривается не только в триединстве. Тема вечной борьбы добра и зла и место человека в ней-то, что было затронуто в Варкрафте и нашло отражение в фильме "Властелин колец",-удачно продолжено в Старкрафте. Зерги рассматриваются в ней как воплощение "мирового зла", стереотип которого был с детства привит американцам во время "холодной войны" и ещё не выветрился после перестройки. Протоссы же, напротив, являются воплощением добра и справедливости, ради которой они должны воевать, идти на насилие. Тем не менее, указывая на то, что Протоссы и Зерги созданы одной расой-Ксел'Нага, автор даёт людям надежду на то, что рано или поздно они помирятся (библейская притча об Армагеддоне и судном дне соответствует записям в Хале о неизбежном противостоянии рас, в результате которой останется только одна раса).

В Ксел'Наге есть что-то божественное. Я думаю, эту расу Близзард взял из древнеиндийских Вед, предусматривающую единого бога-прародителя планет и народов. Если у кого-то есть, почитайте, там можно найти много сходств.

Далее. Протоссы, хоть и являются воплощением добра и справедливости, сами далеко не ангелы. Исторически они сформировались как воинственная раса, которой бой доставляет радость. Тем не менее, они придерживаются принципа Ди-Ул и сдерживают в себе слепую ярость и злобу, чтобы не применять её без необходимости. Вообще, очень странная это раса. В Протоссах причудливо переплетаются черты восточной и западной цивилизаций. Они совершенствуют технологию и науку, стремятся к знаниям, живут в очень напряжённом ритме, что совсем не свойственно реакционной восточной цивилизации. У них даже в армии присутствуют такие западные институты, так преторианская организация, драгуны, Конклав (высший орган духовной власти) и т. п. В то же время их общество поделено на секты, как в Индии на Земле, и распространена Хала (то же самое китайское конфуцианство, если считать Адуна Конфуцием), что более характерно для восточных государств.

Зерги. Окончательно плохими их также назвать нельзя: ведь они также питаются пси-энергией, умеют читать мысли, у них развито зачаточное чувство патриотизма, хотя по сути своей это слепой фанатизм, да, к тому же, генетический, врождённый. Сверхразум, как и мозговые центры, думает не только о себе, но в первую очередь о своей стае: Как её прокормить, как уберечь от врагов, как дать ей выжить. Сознание себя, как единого целого (типа "один за всех, все за одного") больше всего соответствует мечтам наших вождей о коммунизме. Думаю, то самое "мировое зло", воплощённое программистами Близзарда в Зергах, это не что иное, как наша страна, как её себе представляли американцы в период "холодной войны": грязь, тоталитаризм, центральное планирование-это всё атрибуты социализма. Тут, стоит заметить, близзардовцы не первые. Когда LukasFilm снял свои первые "Звёздные войны", в Советском Союзе этот фильм был запрещён к показу, потому что в "плохих парнях" наша цензура уловила дикое сходство с советскими военными (военная форма солдат Императора и устав действительно очень похожи на советские).

Терране. О них, пожалуй, распространяться особо не стоит. Как говорил герой знаменитого мультфильма, "я же не могу петь сам про себя". Стоит только заметить, что прогноз развития человеческой расы не взят с потолка. Если не ошибаюсь, в 80-е г была создана международная комиссия по решению глобальных проблем, и было принято решение, что враг человечества-крупная частная собственность, и потому, чтобы избежать голода, внутренних войн, перенаселения (тут я не понял, но, наверное, надо понимать так: в любом социалистическом государстве Sexa.net), экологических катастроф, и, самое главное, проблемы "Север-Юг" (помните "Предисторию BroodWar", глава вторая, стих одиннадцатый (Упадок западной цивилизации): "и восстанут государства третьего мира, и сметут США и других гигантов, и да не будут оне больше доминировать..."), короче, нужно, чтобы вся крупная собственность была казённой, а общество жило при "просвещённом социализме". Ещё раз подчеркну, что этот конгресс, или как там его, уже был и вошёл в историю.

Так или иначе, Старкрафт показывает нам людей (да-да, именно людей) "между молотом и наковальней" мирового зла, т. е. зергов и воплощения добра и справедливости-Протоссов. Метаясь между двумя крайностями (люди пытались заключать альянс как с зергами, так и с протоссами), человечеству предстоит нечто большее, чем вселенский Армагеддон: им предстоит найти себя между добром и злом, абсолютной цивилизованностью и абсолютной дикостью, силой разума и силами природы, и узнать: кто же всё-таки МЫ, люди?

21.03.2003 Blizzard.ru


Статья из ..::GameCenter::..
http://gamecenter.idknet.com/web

URL для этой статьи:
RC_MOD_URL/sections/index.php?op=viewarticle&artid=12